Среда, 16.08.2017, 17:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Отечество нам - УПИ!

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Посетители
счетчик посещений
Форма входа

Школа стр. 1

С тех благословенных для российской школы времён прошли столетия, в течении которых сфера образования испытала многочисленные волны подъёма и спада. Наибольшего расцвета образование в Российской Империи достигло к 1914 году. При этом, например, в самой Москве половина населения была неграмотна. Крупный знаток русской церкви Голубинский Е. Е. писал в начале XX в.: «Став народом христианским, мы вовсе не стали народом просвещенным». (История русской церкви. Т. 1. М. 1997 г.).
 
По данным переписи 1897 года, среди лиц в возрасте старше 9 лет были грамотны 30,1 процента, а в 1917 году, по расчетам Б. Н. Миронова, — 42,8 процента Если, по данным земских переписей (по 20 губерниям в 1880–1888 годах), грамотность сельского населения составляла 8,7 процента, а согласно Всероссийской переписи, к 1897 году она поднялась до 17,4 процента, то к 1917 году, по подсчетам Б. Н. Миронова, она выросла до 37,4 процента.
 
На рубеже XIX- XX веков из 160 млн. населения грамотных было 42 млн. или 26 процентов. При этом лишь 1,4 млн. имели образование выше начального. Грамотных женщин было в 2,5 раза меньше, чем мужчин. 80 процентов детей и подростков были лишены школьного образования. Царский премьер С. Ю. Витте признавал, «что главный недостаток России заключается в отсутствии образования, в таком отсутствии, какое не существует ни в одной стране, имеющей хоть какое-нибудь притязание быть цивилизованным государством». Обеспеченность населения в России школами была в 6-7 раз меньше, чем в Англии, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии и в 2-3 раза меньше, чем в Греции, Португалии и Турции.
 
Однако, XIX век и начало XX стали периодом замечательных достижений русской науки. О степени развития образования уверенно можно судить по достижениям науки, техники и производства. Накопленный образовательный потенциал способствовал научным открытиям и изобретениям, которыми по праву гордится Россия. Русские учёные и изобретатели внесли свой весомый вклад во многие отрасли знания и практики. Приведём краткий перечень наших достижений.
 
1712-1725 г. г. А. К. Нартов изобрёл серию токарных станков с суппортами, скорострельную батарею, оптический прицел, первый в мире круговой конвейер.
 
1742 г. М. В. Ломоносов написал работу "Первые основания металургии или рудных дел". Напечатана работа была только в 1763 г.
 
В 1742-1743 г.г. М. В. Ломоносов в незавершённой диссертации высказывает атомистическую гипотезу строения вещества. Где описывает свойства частиц и качества тел от них зависящие. С ними также связаны такие явления как тепло и холод, упругая сила, электричество. Ломоносов напрочь отвергает теорию флогистона и ему подобные невесомые всепроникающие материи.
 
1744 г. М. В. Ломоносов пишет работу "Размышления о причине теплоты и холода". В этой работе он объясняет температуру тел разнообразныи движением частиц. Самый большой холод будет при полном прекрашении движения частиц, но нельзя представить себе предела тепла. Этими рассуждениями Ломоносов опередил время на 130 лет!
 
1748 г. М. В. Ломоносов создаёт в С-Петербурге первую в России химическую лабораторию.
 
1748 г. М. В. Ломоносов открывает "Всеобщий закон природы" - закон сохранения и превращения энергии и вещества, опередив своё время на 120 лет!
 
1753 г. М. В. Ломоносов построил под Петербургом фабрику по производству цветного мозаичного стекла.
 
25 ноября 1753 г. М. В. Ломоносов выступил в Российской Академии с докладом "Слово о явлениях воздушных, от Електрической силы происходящих". 
 
12 января 1755 г. по представлению М. В. Ломоносова был открыт Московский университет и гимназия при нём. 
 
8 мая 1759 г. М. В. Ломоносов представил работу по навигации "Рассуждение о большой точности морского пути" в трёх частях.
 
6 сентября 1760 г. М. В. Ломоносов делает доклад о свойствах ртути "О твёрдости и жидкости тел".
 
24 мая 1761 г. М. В. Ломоносов открыл наличие атмосферы у Венеры, при прохождении планеты по диску Солнца во время солнечного затмения. В статье об этом открытии " Явление Венеры на Солнце, наблюдённое в С-Петербургской Академии наук" он выказывается в поддержку учения Коперника и делает вывод о множестве миров.
 
1 ноября 1761 г. М. В. Ломоносов пишет графу Шувалову письмо озаглавленное "О размножении и сохранении Российского народа". Основная идея письма - благо русского народа, пути для достижения его счастья. 
 
1763 г. М. В. Ломоносов выдвигает идею Северного Морского Пути  в работе "Краткое описаниеразных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию".
 
В 1764 г. М. В. Ломоносов начинает подготовку экспедиции по Северному Ледовитому океану. Сама экспедиция состоялась в 1765 г. под руководством адмирала Чичагова уже после смерти Ломоносова.
 
1766 г. И. И. Ползунов изобрёл первую в мире двухцилиндровую паровую машину. Она работала на Алтайских промыслах за двадцать лет до Уатта и Стивенсона.
 
1802 г. В. В. Петров открыл электрическую дугу, исследовал химические процессы в источниках тока, электроплавление и восстановление металлов.
 
1816 г. А. Д. Засядько изобрёл боевые ракеты и установки для залпового огня.
 
1826 г. Н. И Лобачевский создаёт «Неевклидову геометрию».
 
1827 г. П. Г.Соболевский разработал метод "порошковой металлургии".
 
1832 г. П. Л. Шиллинг изобрёл стрелочный телеграф.
 
1833 г. Э. Х. Ленц сформулировал правило определяющее направление индукционного тока.
 
1834 г. Е. А. Черепанов и М. Е. Черепанов создали первый паровоз и железную дорогу в России.
 
1838 г. . Э. Х. Ленц сформулировал принцип обратимости электрических машин.
 
1838 г. Б. С. Якоби изобрёл гальванопластику.
 
1838 г. Б. С. Якоби создал первый электродвигатель пригодный для практических целей.
 
1841 г. Э. Х. Ленц открыл закон теплового действия электрического тока.
 
1841 – 1860 г.г. П. П. Аносов, П. М. Обухов, Д. К.Чернов создали теорию металлургии и технологию металлов и сплавов.
 
1842 г. Э. Х. Ленц открыл закон теплового действия электрического тока.
 
1847 г. Н. И. Пирогов первым в мире применил в медицине эфирный наркоз и гипсовые повязки.
 
1850 –1860 г.г. А. М. Бутлеров создаёт теорию строения органических соединений.
 
1860 г. Д. И. Менделеев открыл существование критической температуры.
 
1863 г. И. М. Сеченов исследует рефлексы головного мозга с позиций физиологии.
 
1864 г. Построен в России первый в мире ледокол «Пайлот».
 
1867 г. П. Л. Чебышев написал научный труд "О средних величинах". В котором исследовал проблемы математического анализа и  теории вероятностей. 
 
1869 г. . Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов (Таблица Менделеева).
 
1871 г. К. А. Тимирязев открыл фотосинтез растений.
 
1873 г. А. Г. Столетов открыл свойства ферромагнетиков.
 
1873 г. А. Н. Лодыгин изобрёл лампу накаливания с угольным электродом.
 
1874 г. Д. И. Менделеев обобщил уравнение Клайперона и вывел основное уравнение идеального газа.
 
1874 г. Н. А. Умов вводит понятия скорости, направления, потока, плотности и локализации энергии.
 
1876 г. П. Н. Яблочков изобрёл трансформатор.
 
1876 г. П. Н. Яблочков изобрёл дуговую лампу.
 
1878 г. А. Ф. Можайский построил первый в мире самолёт.
 
1879 г. Е. С. Фёдоров создаёт теорию кристаллографии и минералогии.
 
1879 г. Ф. А. Блинов построил первый в мире гусеничный паровой трактор.
 
1879 г. В. Г. Шухов построил первый в мире нефтепровод.
 
1882 г. Н. Н. Бенардос изобрёл электросварку.
 
1882 г. И. Ф. Усагин изобрёл многообмоточный трансформатор.
 
1883 г. К. Э. Циолковский написал работу «Свободное пространство».
 
1883 – 1895 г. В. В. Докучаев в классическом труде "Русский чернозем" (1883 г.) заложил основы генетического почвоведения. Создал учение о географических зонах. Дал научную классификацию почв (1886 г.). В книге "Наши степи прежде и теперь" (1892 г.) изложил комплекс мер борьбы с засухой. Основал первую в России кафедру почвоведения.
 
1885 г. С. И. Мосин изобрёл трёхлинейную винтовку.
 
1888 г. А. Г. Столетов открыл законы фотоэффекта.
 
1888 – 1919 г.г. М. О. Доливо-Добровольский создал и внедрил систему трёхфазного тока.
 
1888 г. Н. Г. Славянов изобрёл электросварку металлическим электродом и сварочный генератор.
 
1890 г. А. Н. Лодыгин изобрёл лампу накаливания с вольфрамовой нитью.
 
1895 г. А. С. Попов изобрёл радио.
 
1895 г. И. П. Павлов проводит исследования в области высшей нервной деятельности.
 
1896 г. А. С. Попов построил первый рентгеновский аппарат. Через месяц после выхода брошюры Рентгена «О новом виде лучей».
 
1897 г. А. С. Попов проводит первые опыты по радиолокации.
 
1897 г. И. Ф. Усагин изобрёл цветную фотографию.
 
1899 г. П. Н. Лебедев эксперементально доказал существование светового давления.
 
1899 г. С. О. Макаров построил первый в мире арктический ледокол «Ермак». Он же разработал теорию непотопляемости кораблей.
 
1899 –1900 г.г. И. Л. Кондаков изобрёл способ получения синтетического каучука из углеводородов.
 
1903 г. К. Э. Циолковский написал работу «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
 
1906 г. Б. Л. Розинг изобрёл электронно-лучевую трубку с флюоресцирующим экраном.
 
1907 –1908 г.г. Г. Минковский выводит уравнения релятивистской физики.
 
1911 г. Б. Л. Розинг осуществил передачу изображения на расстояние. Изобрёл электронное телевидение.
 
1915 г. Н. Д. Зелинский изобрёл противогаз.
 
1915 г. В. Д. Менделеев (сын Д. И. Менделеева) сконструировал первый российский танк.
 
Этот список научных и технических достижений можно было бы продолжить. Они могли бы служить индикатором уровня образования в России. Но однозначно говорить о состоянии образования в этот период нельзя. Тут проявляется Российская специфика. Для Европейских стран состояние науки, техники и производства несомненно являются мерилом системы образования. Для России эти критерии не подходят. Достижения русских учёных и инженеров с одной стороны говорят о высоком уровне подготовки специалистов и их таланте и трудолюбии, и одновременно показывают отставание системы образования и науки в Российской империи от мировой. Достаточно сравнить в каких условиях приходилось работать российским учёным и европейским. Ещё в более тяжком состоянии находилась школьная система. Тем более значимы достижения отечественной науки, опираясь на которые Россия оставалась не самым слабым государством в мире. Отсутствие поддержки со стороны царской власти собственной науки, расчёт на получение готовых западных технологий и продукции сопровождалось пренебрежением к научным исследованиям и изобретениям. Учёные работали за свой счёт и многие начинания так и не были реализованы из-за нехватки материальных и денежных ресурсов. Примеров тому можно привести великое множество.
 
    Игорь Самочеляев  
 
 
Поиск
Аудио
Новости
Видео

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz